Кредиты в России

 

Кредиты в России 

По данным Белстата, белорусский сектор МСП состоит из 111 214 юридических лиц (включая ГП и предприятия смешанной формы собственности с численностью работников менее 250 человек), что составляет 78,3% от общего количества предприятий по состоянию на 1 января 2019 года.

На долю микро-, малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей и их работников приходится 30,7% от общего числа занятых (в 2014 году - 30,4%).

Валовая добавленная стоимость, произведенная МСП, составляет 28,8% (28,4% в 2017 году), а их доля в ВВП остается на уровне прошлого года - 24,6%.

Выданные кредиты МСП (в национальной и иностранной валюте) увеличились на 19%, по сравнению с началом 2018 года. По состоянию на 1 января 2019 года общий объем непогашенных кредитов МСП составил 9,88 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2019 года общий объем непогашенных кредитов МСП составил 9,88 млрд. рублей.

Обеспечение доступа МСП к финансированию является важным компонентом общей политики поддержки бизнеса, проводимой белорусским правительством.

Финансовая поддержка МСП имеет два основных аспекта. Во-первых, это государственная поддержка, т.е. государственное финансирование, предоставляемое центральным и местными бюджетами, а также Банком развития Республики Беларусь (БРРБ). Второй аспект финансовой поддержки МСП включает негосударственную поддержку, предоставляемую коммерческими и некоммерческими организациями, использующими различные формы и методы финансирования.

Задолженность

.

Выданные бизнес-кредиты, МСП

Выданные бизнес-кредиты, всего

Доля непогашенных кредитов МСП

Кредитование нового бизнеса, всего

Кредитование нового бизнеса, МСП

Доля нового кредитования МСП

Выданные краткосрочные кредиты, МСП

Выданные долгосрочные кредиты, МСП

Доля краткосрочного кредитования МСП

Прямые государственные кредиты, МСП

Неработающие кредиты, всего

Неработающие кредиты, МСП

Процентная ставка, МСП

Небанковское финансирование

Лизинг и аренда

Факторинг и дисконтирование счетов

Другие показатели

Банкротства, малые и средние предприятия (темпы роста)

Источник: см. таблицу 5.2.

копировать ссылку ссылка скопирована! МСП в национальной экономике

По данным Белстата, белорусский сектор МСП состоит из 111 214 юридических лиц (включая ГП и предприятия смешанной формы собственности с численностью работников менее 250 человек), что составляет 78,3% от общего количества предприятий по состоянию на 1 января 2019 года. Количество индивидуальных предпринимателей оценивается в 241 300.

Доля микропредприятий (≤15 работников) в общем количестве МСП составляет 87,6%, а доля малых предприятий (15-100 работников) - 10,4%.

На долю микро-, малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей и их работников приходится 30,7% от общего числа занятых (30,4% в 2014 году). Число работников МСП увеличилось на 4,5 тысячи, а число индивидуальных предпринимателей и лиц, занятых у них, на 4,2 тысячи больше, чем раньше.

Количество работников МСП увеличилось на 4,5 тысячи человек.

Валовая добавленная стоимость, произведенная МСП, составляет 28,8% (28,4% в 2017 году), а их доля в ВВП остается на уровне прошлого года - 24,6%.

По состоянию на конец 2018 года объем реализации товаров, услуг и работ МСП составил 147,5 млрд рублей, что более чем на 20% выше уровня 2017 года (в действующих ценах). Кроме того, доля МСП в общем объеме продаж бизнеса увеличилась на 1,0 процентный пункт.

На долю МСП приходится:

18,4% от общего объема промышленного производства (+0,6 процентных пункта в годовом исчислении);

35,1% оборота розничной торговли (-0,4 процентных пункта);

Почти половина (49,9%) оборота общественного питания, что на 4,3 процентных пункта выше, чем в 2017 году (темп роста 130%);

50,6% экспорта товаров (+3,7 процентных пункта);

39,8% экспорта услуг (+4,2 процентных пункта).

Рентабельность продаж осталась стабильной на уровне 7,2%. Доля убыточных предприятий снизилась на 0,5 процентных пункта и составила 20,9% в 2018 году.

В 2018 году доля убыточных предприятий снизилась на 0,5 процентных пункта и составила 20,9%.

СМП и индивидуальные предприниматели распределяются в различных секторах следующим образом:

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 36% от общего числа;

Транспортировка, складирование, почтовые и курьерские услуги - 12% МСП;

Профессиональные услуги, исследования и технологии - 9%.

И наконец, 8% МСП и 8% индивидуальных предпринимателей работают в промышленности и строительном секторе.

Кредитование МСП

Выданные кредиты МСП (в национальной и иностранной валюте) выросли на 19%, по сравнению с началом 2018 года. По состоянию на 1 января 2019 года общий объем непогашенных кредитов МСП составил 9,88 млрд. рублей.

Выплаченные кредиты МСП в национальной валюте составляют BYN 4,85 млрд, что составляет 49,1% от общего объема выданных кредитов, в иностранной валюте - USD 2,32 млрд и 50,9%.

Удельный вес долгосрочных кредитов в общем объеме непогашенных кредитов МСП составляет 69,9% или 6,90 млрд. BYN в абсолютном выражении, в то время как доля краткосрочных кредитов составляет 30,1% или 2,97 млрд. BYN.

Удельный вес неработающих и пролонгированных кредитов в общем объеме кредитов МСП составляет 1,7%.

Выданные кредиты выданы:

Микро- и малые предприятия: 58,3% от общего объема кредитов МСП, или BYN 5,76 млрд,

Средним предприятиям: 39,5%, или BYN 3,90 млрд,

Индивидуальные предприниматели: 2,2%, или BYN 0,22 млрд. 1

копировать ссылку ссылка скопирована! Меры государственной политики

Обеспечение доступа МСП к финансированию является важным компонентом общей политики поддержки бизнеса, проводимой белорусским правительством.

Государственная поддержка

Финансовая поддержка МСП имеет два основных аспекта. Во-первых, это государственная поддержка, т.е. государственное финансирование, предоставляемое центральным и местными бюджетами, а также Банком развития Республики Беларусь (БРРБ). Правовая база для данного вида поддержки базируется в основном на следующих законах и нормативных актах:

Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства (принят 1 июля 2010 года);

Указ Президента № 255 "Об отдельных мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства" (21 мая 2009 года);

<Постановление Совета Министров № 149 "О Государственной программе развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-20 годы" (23 февраля 2016 года) и иные нормативные правовые акты, утверждающие Государственную программу.

Этот вид поддержки ориентирован на:

Микропредприятия со среднегодовой численностью работников до 15 человек;

малые предприятия со среднегодовой численностью работников от 16 до 100 человек (при условии создания новых рабочих мест)

.

Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрена государственная поддержка инвестиционных и (или) бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства, направленных на:

создание, развитие и расширение производства товаров (выполнение работ, оказание услуг);

На создание и (или) развитие производства и реализации экспортно-ориентированной или импортозамещающей продукции;

Производство экологически чистой, энергоэффективной продукции;

Внедрение инновационных технологий.

Средства, предусмотренные программами государственной поддержки, могут быть предоставлены субъектам МСП через:

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который предоставляет доступ к (беспроцентным) финансовым займам и финансово-лизинговым активам;

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. <Исполнительный комитет Минского городского и областных исполнительных комитетов (либо по их решению через исполнительные комитеты городов, поселков и районов, иные органы местного самоуправления и (или) инфраструктуру финансовой поддержки предпринимательства в областях или городе Минске). Данные организации предоставляют (беспроцентные) финансовые кредиты, субсидирование процентных ставок (в случае банковских кредитов), субсидии на возмещение затрат по лизингу, включая затраты лизингодателя (в случае финансового лизинга), субсидии на возмещение затрат по организации и (или) участию в выставках;

.

Банки, предоставляющие льготные (микро) кредиты за счет средств местных бюджетов, выделенных в рамках государственных программ поддержки МСП и размещенных в данных банках;

В августе 2014 года была запущена новая программа финансовой поддержки МСП, направленная на предложение и расширение доступа МСП к кредитному финансированию, а также возможности использования финансового лизинга для инвестиционных проектов на различных этапах жизненного цикла бизнеса. Программа, инициированная и разработанная ДБРБ, направлена на предоставление доступных кредитов на понятных и прозрачных условиях. Конкретные направления поддержки МСП в Беларуси зависят от актуальных приоритетов. В конце 2016 года ДБРБ привел свои продукты в соответствие с национальными приоритетами развития МСП, такими как поддержка стартапов, инноваций, экспортных фирм и т. д. Благодаря этому государственное финансирование теперь доступно не только производителям и поставщикам услуг, но и торговым компаниям.

Программа реализуется в партнерстве с отдельными коммерческими банками и лизинговыми компаниями, имеющими опыт работы с МСП. Механизм реализации программы состоит из двух этапов:

Этап 1: ДБРБ предоставляет средства банкам-партнерам и лизинговым компаниям, которые соответствуют требованиям Программы;

Этап 2: Банки-партнеры и лизинговые компании отбирают заемщиков на основе критериев, согласованных с ДБРБ, оценивают их финансовое положение и проектные предложения и утверждают кредиты под процентную ставку, которая не может превышать установленный лимит.

<Кроме того, для расширения круга потенциальных бенефициаров был создан дополнительный механизм поддержки, который включает в себя кредиты, предоставляемые лизинговым компаниям банками-партнерами, и активы, переданные в лизинг МСП такими компаниями. Таким образом, белорусские МСП могут получать финансирование как через лизинговые компании, так и напрямую от банков. В программе участвуют одиннадцать банков-партнеров и четыре лизинговые компании. Финансовая поддержка предназначена для МСП в производственной сфере и сфере услуг, которые:

Внедряют инновационные технологии;

Увеличивают экспортный потенциал, производят импортозамещающую продукцию;

Строят или модернизируют физическую инфраструктуру;

Приобретение, реконструкция, обновление, строительство, общая реконструкция/капитальный ремонт основных фондов.

Инвестиционные проекты не имеют права на поддержку, если они включают:

производство оружия и/или военной техники;

производство и экспорт табака; и

производство спиртных напитков.

Кредиты субъектам МСП предоставляются банками-партнерами на условиях спецификаций банковских продуктов, разработанных ДБРБ. По состоянию на 1 апреля 2019 года в рамках Программы уже обеспечено финансирование 2 989 инвестиционных проектов и заключен ряд кредитных и лизинговых договоров на общую сумму BYN 422,79 млн. Общая стоимость проектов, финансируемых ДБРБ, составляет около 767,58 млн рублей.

Негосударственная поддержка

Второе направление финансовой поддержки МСП включает в себя негосударственную поддержку, оказываемую коммерческими и некоммерческими организациями, использующими различные формы и методы финансирования.

Как правило, финансирование МСП осуществляется за счет средств, выделяемых на развитие малого и среднего бизнеса.

Финансирование МСП является одним из наиболее важных и перспективных направлений деятельности белорусских банков. Банки предлагают МСП широкий спектр решений по финансовой поддержке, включая (микро)кредиты, факторинг, лизинг и гарантии, при этом кредиты являются одной из основных форм финансирования МСП.

С 1 января 2011 года в Беларуси было принято решение о финансировании МСП.

По состоянию на 1 января 2019 года в Беларуси насчитывалось 24 действующих банка. Доля кредитов МСП в общем объеме бизнес-кредитов, предоставляемых банками, составляет почти 4%, в то время как в 2015 году она составляла более 30%.

Национальный банк предпринял ряд шагов по снижению стоимости микрозаймов, предоставляемых некоммерческими микрофинансовыми организациями, и развитию прозрачного рынка микрофинансирования в рамках действующего законодательства (постановление № 20, 19 января 2018 года).

С 1 апреля 2018 года годовые процентные ставки по микрозаймам, выданным некоммерческими МФО, не должны превышать ставку рефинансирования Национального банка, действующую на дату заключения договора микрозайма, если такая организация создана в форме фонда или фонда.

Что касается потребительских кредитных кооперативов, то их максимальная годовая процентная ставка может быть в два раза выше ставки рефинансирования, действующей на дату заключения договора микрозайма.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О деятельности по выдаче и привлечению займов и микрофинансовых организаций" (№ 325 от 30 июня 2014 года), все такие фонды, фонды и кооперативы должны быть ориентированы на оказание финансовой поддержки физическим лицам, которые являются: ремесленниками/кустарями; поставщиками услуг агроэкотуризма; владельцами личных подсобных хозяйств; владельцами имущества, учредителями или акционерами коммерческих организаций. Кроме того, фондам и фондам разрешено предлагать финансирование МСП для предпринимательских целей.

МСП могут предлагать финансирование для предпринимательских целей.

МСП могут принимать участие в различных конкурсах, премиях и грантовых проектах, реализуемых также другими учреждениями и организациями.

Беларусь предлагает широкий спектр возможностей для доступа к финансированию, что позволяет МСП выбрать наиболее подходящий инструмент. Чтобы сделать их выбор хорошо информированным, все такие возможности должны быть отображены на карте, а вся соответствующая информация опубликована на различных медиа-платформах.

Беларусь предлагает широкий спектр возможностей для получения финансирования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лучшие кредиты для бизнеса в 2021 году

Микрозаймы в малом бизнесе

Поддержка бизнеса в условиях пандемии